Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


КОМБИНИРОВАННЫЕ КАРТИНЫ (термин Дж. Раушенберга) – картины, которым придано объемное измерение за счет сочетания с объемными элементами, расположенными вблизи картины.
Главная >> ART журнал >> Сюрпризы “земельного искусства”

Сюрпризы “земельного искусства”

Гюбер Робер Античный храм

Андрей Дьяченко

ТОСКА ПО РУИНАМ
Интересно, что земельное искусство появилось не в ХХ веке. Еще в конце восемнадцатого века в искусстве Италии, а затем и Франции завоевала популярность археологическая тема и перед зрителями развернулись живописные руины и панорамы археологических раскопок. Оказалось, что античные статуи еще прекраснее, когда они наполовину засыпаны песком или когда они неожиданно возникают из земли. Все эти эффекты создавали особый романтический настрой.
Лидер этого направления - французский пейзажист Гюбер Робер (1733 – 1808) уделял большое внимание воплощению духа старины. Его любимыми объектами были развалины. Будучи талантливым художником, он хотел  передать дыхание древности, исходящее от  седых руин и глубоких подземелий. Не менее романтичными выглядели овраги, походившие на рукотворные ямы. Получались великолепные пейзажи, в которых прошлое взаимодействовало с настоящим. Европейцы почувствовали особую красоту руин, разбитых колонн и развалин, особое очарование, которое содержалось в грудах обломков и камней. Но изображая эти руины и ямы, художники не знали, что это модное поветрие странным образом вновь возникнет в двадцатом столетии.
Во время Первой мировой войны появились новые методы рытья окопов, современные виды траншей. Усложнилась архитектура землянок. Художники и поэты, особенно те. кто был призван в армию во время Первой мировой войны, сразу же обратили на это внимание. В Великобритании появилось целое поэтическое направление, которое назвали “окопной поэзией”. Придя с войны, поэты-окопники собирали большую аудиторию, читая стихи о траншеях и блиндажах. Одним из представителей этого жанра был знаменитый прозаик Ричард Олдингтон.

НЕ РОЙ ДРУГОМУ ЯМУ?
Земельное искусство или ленд-арт не случайно возникло именно в США – стране, в которой так долго не было войн. Художники стали фантазировать на тему траншей, создавать масштабные композиции из земли, щебня и песка. Интересно, что художники не просто развлекались, а относились к своему искусству очень серьезно. Они даже пробовали присвоить этим конструкциям какие-то названия, а порой пытались продавать свои произведения или дарить их друг другу.
На художников-“земельщиков” повлияли идеи известного скульптора Роберта Морриса, который создавал хрупкие, недолговечные объекты, сразу терявшие форму. Кучи земли и песка как раз и были такими объектами.
“Земельное искусство” было очень демократичным. Его представители протестовали против официального художественного рынка, на котором главенствовали авторитеты поп-арта. Кучу земли, наброшенную руками талантливого художника, или специально выкопанную траншею нельзя оценить в долларах, но ее можно торжественно… подарить другому художнику, или разработать экскурсионный маршрут по таким объектам с рассказами о том, как и с какой целью они создавались.
Некоторые авангардисты позволяли себе радикальные выходки. Например, группа художников приходила в какой-нибудь фешенебельный нью-йоркский музей и тайно проносила с собой мешки с песком или черноземом, чтобы высыпать эти художественные материалы посреди музейного зала и тем самым произвести сенсацию. Художник Рафаэл Феррер приносил в музеи Нью-Йорка мешки с осенними листьями и рассыпал их в залах. Музейные смотрители сердились, но критики усмотрели в таких акциях стимулирование интереса к экологии, природе и к земельщикам редко придирались.

УПАКУЙТЕ МОЙ УЧАСТОК
Выдающийся дизайнер Христо Ювашев, известный во всем мире под псевдонимом Христо, внес свой яркий вклад в ленд-арт. Дело в том, что Христо… упаковывал целые участки земли, а впоследствии даже целые здания и мосты, словно землю и городские достопримечательности, завернув их в глянцевую обертку, можно кому-нибудь “подарить”. Однако любители авангарда действительно считали, что их осчастливили поистине королевским подарком, когда Христо приглашал их на презентацию “упаковки” Лувра или других исторических зданий.
Еще в 1972 году Х.Ювашев упоминался в знаменитой книге советского публициста Ю.Жукова “Письма с фронта идеологической борьбы”, тогда над его “упаковочными чудачествами” смеялись журналисты и искусствоведы. Одной из первых работ Христо в жанре упаковки было  затягивание пленкой участка земли с расположенной на нем небольшой скалой. Смелый авангардист включал в изобретенный им “упаковочный цикл” веревки и канаты, так что оставалось впечатление, что фрагмент территории действительно упакован.
Сначала Христо воспринимала всерьез лишь небольшая группа художников-единомышленников. Но шло время и человечество разглядело в этих эксцентрических действиях глубокий смысл. Художники крупнейших городов мира стали просить, чтобы Христо приехал к ним и “упаковал” часть городской застройки, например, дворец или мост. Этому акту заворачивания присваивался ритуальный смысл. Речь шла чуть ли не о “возрождении” здания в новой упаковке. Но на самом деле смысл этой акции для художников состоял в том, что участок земли вместе с находящимися на них зданиями можно объявить ценностью, снабдив его эффектной подарочной оберткой.

ЗЕМЛЯ ДЛЯ “ТАГАНКИ”
В Советском Союзе никогда не было ленд-арта. Тем интереснее неожиданное появление художественных эффектов, связанных с землей, в неожиданных местах.
В спектакле “Гамлет”, поставленном в театре на Таганке в самой середине 1970-х годов, было много разных новшеств. Зрители специально приезжали в Москву из разных городов, чтобы посмотреть “Гамлета” и с замиранием сердца вслушаться в монологи Высоцкого. Иностранные дипломаты и художественные критики валом валили на этот спектакль. Все шли, конечно же, на Высоцкого, но кроме его пронзительного стиля игры в спектакле было еще и многое другое.
В инсценировке Любимова оказалось немало неожиданных эффектов. Актер Леонид Филатов сказал, что Гамлет – это “индустриальный спектакль”, имея в виду, что для его постановки понадобилось много техники. И одной из режиссерских находок технического свойства стало то, что Гамлет при встрече с могильщиками… рыл настоящую землю, которая была принесена на сцену в большом ящике. Такого еще не было за всю историю постановок Шекспира. Условности театрального искусства позволяла передать работу могильщика, поэтому данный прием режиссера Ю.Любимова очень удивил даже искушенных зрителей. А ведь этот эпизод - своеобразная дань очень модному тогда – в семидесятые годы - “земельному искусству”.

ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ
В 1960-е годы траншейная архитектура из песка захватила умы многих авангардистов. Однако в Советском Союзе этот вид художественного творчества не приживался. Слишком сильны были воспоминания о Великой отечественной войне, о траншеях, которые рыли даже дети и подростки. Знаменитый Лужский рубеж создавали ленинградцы всех возрастов, и перед глазами блокадников по сей день стоят дети с лопатами, роющие траншеи. Ветераны были единодушны во мнении, что окопы и землянки не могут быть предметом игры и импровизации.
При таком тяжелом грузе воспоминаний играть в “траншейную архитектуру” просто не позволяла совесть. Тем неожиданнее было для советских любителей искусства увидеть произведения ленд-арта за рубежом. Оказалось, что молодое поколение немцев, выросшее без войны, само хотело спуститься в землянку или посидеть в окопе, чтобы ощутить дух того времени. В середине 1970-х годов земельное искусство получило в Западной Европе широчайшее распространение.
В Германии известна песня Р.Рождественского “За себя и за того парня”. Ее не поют, но она чудодейственным образом повлияла на культуру ФРГ последней трети ХХ века. Тинэйджеры много узнали о войне через забытое у нас сегодня молодежное движение ”Работать за себя и за того парня”, которое было инициировано в семидесятые годы ХХ века. Комсомольцам предлагалось заменить в рабочем строю их погибших сверстников. Немцы неожиданно прониклись сочувствием к этому советскому начинанию. А в 1987 году фильм Элема Климова “Иди и смотри”, в котором показывались зверства фашистов, будучи продемонстрирован молодежной аудитории Германии, вызвал бурную реакцию молодых. Но еще раньше, в конце семидесятых, в ФРГ появились студенческие клубы, стилизованные под… блиндажи. Молодым разрешили думать о войне в кругу своих сверстников и в соответствующем интерьерном окружении. И некоторые из них действительно испытали чувство, что живут за себя и за того парня.

НЕ ОТСЮДА ЛИ КРУГИ НА ПОЛЯХ?
Ученые считают, что земельное искусство имеет очень глубокий смысл. Оно выражает подсознательное предчувствие того, что люди рано или поздно будут жить в землянках. Это почти предсказание будущего возврата к первобытной жизни.
Еще более удивительным является то, что принципы ленд-арта подсказывают знатокам аномальных явлений, что идеально вырезанные круги на полях, которые появляются в неожиданное время и в неожиданных местах, могут быть делом рук художников-авангардистов, а вовсе не пришельцев, как считают уфологи. Ведь художники-земельщики всегда проявляли интерес к открытому пространству, в том числе к полям и лугам. Именно они придумали засевать поля по особой фигурной схеме, так что вырастал урожай в виде огромной буквы “Х”. Эти фигуры были видны только лишь с воздуха. Чтобы наслаждаться красотой ленд-арта надо являться большим энтузиастом, готовым нанять самолет для пролета над полем. В 1968 году художник Михаэль Хайцер создал композицию из траншей, которую он назвал “Пологие районы Невады”
Итак, можно поверить, что круги на полях – произведения современного искусства. Но далеко не в пользу этого утверждения говорят некоторые аргументы. Все круги изготовлены очень тщательно и в короткие сроки. Ученые солидарны во мнении, что человеческие руки за одну ночь, во тьме неспособны сделать подобное чудо, замешаны внеземные цивилизации…Однако принципы земельного искусства как раз и предусматривают неожиданные манипуляции с землей и колосящимися полями, результаты которых способны воздействовать на эмоции человека.



Источник: авторская статья А.П. Дьяченко

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru