Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


КЛЕКСОГРАФИЯ искусство нанесения клякс и неровных расползающихся пятен на бумагу и картон в эстетических целях. Широко используется в искусстве коллажа
Главная >> Публикации о коллаже >> Клей, ножницы, бумага

Клей, ножницы, бумага

Фотомонтаж Рауля Хаусманна

Марго Григорян

Споры по поводу того, кто изобрел жанр фотомонтажа, продолжаются и по сей день. Однако никто не оспаривает того факта, что авторство принадлежит одному из участников извест-ной берлинской группы графиков первой половины ХХ века «Dada». Эта группа создавала фотомонтажные иллюстрации для различного рода публикаций и изданий, а также пропагандистские плакаты и манифесты, в большинстве своем выступающие против нацизма. Стиль работ, созданных членами «Dada», для своего времени был революционным во всех смыслах: анархичные, хаотично объединяющие в себе множество разнородных элементов, включая фотоснимки, вырезки текста из газетных статей и т.п. Со временем отдельные участники группы стали выходить за рамки этого стиля, создавая работы в индивидуальной манере.

Джон Хартфилд


Джон Хартфилд — один из самых известных и почитаемых мастеров фотомонтажа. Его творчество известно более широко, чем многих других членов «Dada», вследствие его активной борьбы с нацистским режимом. После Первой мировой войны график англизировал свое немецкое имя Хельмут Херцфельд, превратившись в Джона Хартфилда.

Для Хартфилда в фотомонтажных композициях главной целью было послание, заключенное в образы. Большинство его работ изобилуют газетными фотографиями или их фрагментами. График собирал все фотографии политических лидеров того времени, которые только мог отыскать, а затем использовал в своих коллажах с минимальной художественной эстетикой, но с удивительной точностью и техничностью. Часто Хартфилд выступал как руководитель работ и создатель идей и подобно режиссеру фильма организовывал работу своих штатных фотографов.

Для Хартфилда фотомонтаж был чем-то большим, нежели для его коллег. График считал, что коллаж обязательно должен состоять из фотографий с подписями, поскольку текстовое послание и фотографическое изображение взаимодействуют и между собой, и с другими элементами композиции. Во множестве своих работ Хартфилд использовал печатные цитаты известных нацистских деятелей, иногда нарочито подчеркивая некоторые их фрагменты, а иногда представляя сказанное в совсем ином свете. Однако подобная свобода творчества вызвала недовольство со стороны властей, и все политически ориентированные работы Хартфилда были запрещены на территории Германии при гитлеровском режиме. И только в конце 1950-х творчество Хартфилда снова обрело свободу, а его работы оказали значительное влияние на графических дизайнеров не только того времени, но и последующих лет.

Жизнь Хартфилда была непроста и полна испытаний. В возрасте восьми лет Хартфилда (тогда еще Херцфельда), его двоих сестер и брата вынуждены были оставить родители, спасавшиеся от тюремного заключения. Некоторое время дети жили у дяди, а потом мальчик был отправлен на воспитание в монастырь, и именно в этот период раскрылись художественные способности будущего графика. Позже он учился в Мюнхене в Королевском Баварском художественном колледже, где и познакомился с коммерческими дизайнерами Альбертом Вайсгербером и Людвигом Холвайном, которые оказали немалое влияние на его художественное развитие. После окончания колледжа Хартфилд начал работать в области коммерческого дизайна, в основном придумывая обложки для книг. По прошествии года он переехал в Берлин, где продолжил свое художественное образование.

В сентябре 1914 года Хартфилда призвали в армию. Чтобы избавиться от воинской повинности, он симулировал умственное расстройство и был освобожден от службы.

С этого времени Хартфилд полностью посвятил себя дизайну. Вместе с братом он выпускал свой журнал, а в 1918 году принял решение, которое повлияло на всю его дальнейшую карьеру, — вступил в клуб «Dada».

С приходом к власти Адольфа Гитлера Хартфилд был вынужден эмигрировать в Чехословакию, чтобы иметь возможность продолжать заниматься любимым делом. В 1934 году он принял участие в международной выставке карикатуры, которая повлекла за собой дипломатические разногласия между Чехословакией и Германией. Опасаясь последствий этой напряженной ситуации, Хартфилд вскоре переехал в Англию. В 1939 году он организовал выставку своих антифашистских работ под названием «Война одного человека против Гитлера» в галерее Arcade в Лондоне.

Возвратиться на родину Хартфилд смог только в 1948 году, когда получил предложение Гумбольдтского университета занять должность преподавателя сатирической графики. В этот же период он вместе с братом открыл свое издательское дело. После долгих скитаний по миру из-за своих политических взглядов график наконец-то обрел признание в родной Германии. Дальнейшая его жизнь была спокойной и наполненной творчеством. Не стало Хартфилда в 1968 году.

Все фотомонтажные композиции Хаусманна выполнены в ярких, насыщенных цветах. Кроме того, создавая свои работы, он придавал очень большое значение перспективе, в результате чего произведения получались невероятно живыми, словно находящимися в движении. В своих фотоколлажах Хаусманн умел создать странные, немного пугающие гротеск-ные образы, и это делало его работы не похожими ни на что другое, придавало фотоколлажам энергетику и силу, четко формулировало заключенные в них идейные послания.

К искусству Хаусманн во многом приобщился благодаря стараниям его отца, стремившегося воспитать в сыне любовь к академическому художественному стилю. Однако своенравный Хаусманн-младший воспротивился такому подходу, покинул отчий дом в Вене, переехал в Берлин и начал свою деятельность в клубе «Dada».

Начиная с 30-ых годов Хаусманн все больше внимания уделял искусству фотографии. Особенно его вдохновляли морские пейзажи, и в 1933 году он жил на острове Ибица. в 1937 году график приехал в Чехию, где углубился в изучение фотоискусства. Во время войны Хаусманн сначала проживал в маленькой деревушке во Франции, а в 1944 году переехал в Лимож и благодаря поссланной его другом по почте пачке фотобумаги вернулся к творчеству. До конца своих дней Хаусманн жил в Лиможе, продолжая неутомимо работать. В 1971 году мир лишился одного из самых талантливых и ярких мастеров фотомонтажа ХХ века.



Источник: www.compuart.ru

Последние публикации в разделe



Читайте также...


В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее

Добро пожаловать на Мэйлартиссимо 2011 в Петербурге!
В декабре, по сложившейся традиции, Центральный музей связи имени А. С. Попова открывает международную рождественскую выставку «Мэйлартиссимо-2011». На время работы выставки атриум музея превратится в веселый почтовый городок «Мэйлартиссимо-Сити». На строительство городских домиков приглашаются все желающие! Из украшенных на мастер-классе почтовых коробок – арт-объектов, мы все вместе под руководством знаменитого художника Валериуса создадим Музей связи, Дом писателя, Дом Хлеба, Дом архитектора, Дом культуры, Отель и другие домики. У нас каждый гость почувствует себя связистом, почтальоном, архитектором, дизайнером и художником.
далее

Статья о дадаизме. В целом сторонники движения пропагандировали альтернативное представление о сущности искусства. Многие художники порвали с кубизмом и дружно принялись населять свои работы всевозможными механизмами. Некоторые вообще оставили кисти и полностью переключились на новые художественные формы — конструкции, коллажи и фотомонтажи — или посвятили себя театру или кино.
далее

© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru