Collages

Новости

20.02.2011
Новая серия коллажей Ах как хочется цвета!

9.01.2011
Новая серия коллажей И все они - Любовь

28.12.2010
Новая серия коллажей Звонкие звезды



dailycollagemeditation.blogspot.com: collage every day
В Центральном музее связи имени А.С.Попова подготовлен курс лекций на тему: «Всемирный почтовый дизайн», рассказывающий об основных художественных стилях, таких как неоклассицизм, эклектика, модерн, Ар деко, функционализм-конструктивизм и других, повлиявших на оформление почтовых документов. Курс рассчитан на широкий круг посетителей. Лекции читает искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов - Дьяченко Андрей Петрович.
далее


Персоны Весь список


Искусство Весь список


Открытки
О сайте






Виртуальные открытки
Открытки без повода!


ОВОЩНОЙ ПОРТРЕТ (vegetable portrait) жанр, изобретенный крупнейшим представителем итальянского и чешского барокко Арчимбольдо Великолепным. Представляет собой псевдоколлаж, создающий иллюзию, что портрет человека склеен из атрибутов его деятельности – овощей, фруктов, инструментов, книг и т.д. существует дружеский шарж на М.Дюшана, выполненный в жанре ОП
Главная >> ART журнал >> Эдвард Мунк: потерянный и обретённый

Эдвард Мунк: потерянный и обретённый

А.П.Дьяченко


Два года назад  весь мир потрясло  похищение двух бесценных картин знаменитого норвежца “Крик” и “Мадонна”. Средь бела дня грабители сняли полотна со стены музея Мунка в Осло и увезли в неизвестном направлении…И вот шедевры, к счастью, нашлись и это дает повод еще раз вспомнить о мировом значении творчества Мунка.

Девушки на мосту
Продажа с аукциона сразу восьми произведений великого норвежского художника Эдварда Мунка (1860 – 1944) стала ключевым событием художественной жизни Европы этого года. Появление на аукционе коллекции картин Мунка, принадлежащей железнодорожному магнату Ольсену, стало настоящей сенсацией. Ведь имя художника давно уже находится в центре внимания любителей скандалов.
Когда московский коллекционер И.Морозов приобрел картину Мунка “Девушки на мосту” он и не думал, что ровно через сто лет многие москвичи, узнав о краже в Осло, поймают себя на мысли:  “А наша-то московская картина цела и невредима”. Картина “Девушки на мосту” – не самый типичный Мунк, в ней мало трагизма и она отличается относительно радужным колоритом. Но женские фигуры для художника – это почти всегда бесплотные хрупкие тени, которые размещены между жизнью и смертью. Такими были и многие лирические героини личных друзей Мунка - драматурга Г.Ибсена и прозаика А.Стриндберга.

Трагичная и абсурдная жизнь
Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.
Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства. Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза  его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.
Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.
Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии – исцеления искусством.
Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов Мунк   скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.

Под знаком «Черного поросенка»
Лишь в пятидесятые годы ученые начали углубленно изучать тайны жизни Мунка. Из дневников и публикаций следовало, что самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать берлинский период. Примерно в 1892 году в  Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями – спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. В группировку входили поэт Рихард Демель и критик Юлиус Мейер-Грефе, который в годы Первой мировой войны был взят в плен русской армией. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой – вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский. Он очень интересовался мистикой и оккультизмом. Но не внешняя атрибутика столоверчения и разговоров с духами  привлекала членов клуба. Они  детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем во второй похищенной картине Мунка – “Мадонна”.
Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник – как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником. А берлинский период стал одним из самых плодотворных в жизни Мунка.

Символ эпохи
Картина “Крик”, написанная в 1893 году, стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества. Революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны – все эти тяжелейшие испытания словно были предсказаны в картинах символистов, в которых столько бурь и гроз, мрачных туч и призраков. Одним из таких призраков и стал персонаж картины “Крик”.
Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.
Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.
Так или иначе художник создал три варианта “Крика” – два холста и одну литографию. Все они получили широчайшую известность и репродуцировались множество раз. Особенно любят эту картину в Японии – стране, в искусстве которой так много внимания всегда уделялось теме ужасного и трагического.
Несмотря на то, что картина “Крик” ассоциируется прежде всего с эпохой символизма, в США был снят фильм о маньяке–убийце, действовавшем в маске, имитирующей выражение лица мунковского призрака. Именно благодаря этому фильму название шедевра норвежской живописи стало широко известно в молодежной среде. 

Русская нордомания
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России воцарилась волна моды на все северное, которая получила название русской нордомании. Многие друзья Мунка стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман “Хомо сапиенс” на русский язык. Таким образом, Мунк, который был тогда мало известен в России, с 1904 года  стал знаком российскому читателю. Когда к власти пришли большевики, они сразу же запретили Пшибышевского с его мистицизмом и оккультизмом как “чуждый элемент”. В годы ленинградской блокады книги Пшибышевского тысячами сжигались как ненужные, поэтому роман о Мунке стал библиографической редкостью.
Для полотен скандинавских символистов был характерен мотив дороги, уходящей в бесконечность. У Мунка этот мотив выражен особенно ярко. Случилось так, что одно из подражаний пейзажам этого типа увидел на выставке в Москве известный прозаик-фантаст Александр Грин. Он запомнил название пейзажа – “Дорога никуда” и дал это название одному из своих романов. Так мунковский образ впервые отложился в нашей художественной литературе.

Вновь обретенные шедевры
Но вернемся к событиям 22 августа 2004 года. Двое неизвестных ворвались в Музей Мунка в Осло и, угрожая огнестрельным оружием, приказали сотрудникам лечь на пол.  Похитители обошлись с картинами самым грубым образом, они безжалостно разбили стекла, выломали полотна из рам и увезли на автомобиле в неизвестном направлении. Когда жители Норвегии узнали об этом, страну буквально охватил шок. Всем сотрудникам музея Мунка понадобилась профессиональная психологическая помощь.
С материальной точки зрения оба украденных и вновь обретенных экспоната являются очень хрупкими предметами. Картины написаны смешанной техникой – маслом и темперой и им противопоказаны резкие перемещения, а тем более грубое выламывание из багета. Краски – и масло, и темпера – начали осыпаться.
Сразу же после похищения выяснилось, что ни одна из двух картин не была застрахована на случай кражи. Это тем более странно, что “Крик” уже похищали несколько лет назад. Тогда, в 1994 году, воры вступили в переговоры с королем Норвегии, запросив за похищенную картину один миллион долларов. К счастью, королю не пришлось платить за национальное достояние Норвегии, так как “Крик” вскоре был найден полицией в одном из отелей. Злоумышленник, похитивший Крик в 1994 году, по крайней мере не был вандалом и в отличие от нынешних похитителей не причинил вреда самой картине. Похищение 2004 года отличалось откровенным вандализмом. Теперь, когда картины найдены, можно с уверенностью сказать: шедевры повреждены, у картины "Крик" оторван угол. Но реставраторы обязательно вернут им первоначальный облик.
Пока еще не обнародованы детали полицейской операции, в ходе которой картины были отвоеваны у злоумышленников. Известно лишь, что и в этот раз воры пытались вступить в переговоры с королевской семьей относительно выкупа шедевров. Но к тому времени полиция уже напала на след грабителей. Скоро отреставрированные картины займут свое законное место в музее. В Норвегии праздник: она вновь обрела один из своих национальных символов.

 



Источник: авторская статья А.П.Дьяченко

Последние публикации в разделe




© Авторские коллажи Измайлова Юлия
e-mail: julia@coll.spb.ru
© 2003-2024 О сайте: coll.spb.ru